Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Основы религиозной культуры и светской этикиORKSJE.rar Архив ОРКСЭ Нормативно-правовая база внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Информация для родителей Ваш ребёнок — младший подросток В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся 4—6 классов) — один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребёнок одновременно переживает два кризиса — возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребёнка и семью не всегда позитивное воздействие. Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к Образовательный кризис связан с переходом с начальной на Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего образования. В начальной школе широко используется личностное учебное общение учителя — значимого взрослого — и ребёнка, построенное в форме диалога, Таким образом, 4—5 классы — переход из младшей в основную школу — довольно сложный период развития ребёнка, когда происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное усиление. Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает сложно выявить единственную Негативные последствия возрастного и образовательного кризисов существенно усиливает не всегда позитивное влияние на подростка На ребёнка оказывают огромное влияние информационно-коммуникационые технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить современного человека и общество. Информационно-коммуникационые Но в формате компьютерной игры дети взаимодействуют не с людьми, а с фантомами. Часто в правилах игры, регулирующих отношения между виртуальными персонажами и ребёнком, игнорируются моральные нормы, принятые в обществе. Ребёнок, взрослея Дети во все времена играли в игры. Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими правилам, требовали от каждого игрока выполнения определённых обязательств, в том числе и моральных. Дети, играя, время от времени говорили друг другу: «Это не по правилам», «Это нечестно». Они таким образом моделировали и осваивали в игре моральные, нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе. Такая игра всегда была действенным средством взросления, социализации и морального развития ребёнка. Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в конце 4 класса — первой четверти 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни. Не случайно тема «отцов и детей» относится к категории вечных. Этот спор был начат очень давно и продолжается по сей день. Яркие иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой литературы: трагедия шекспировского короля Лира, ожесточённые столкновения «века нынешнего» с «веком минувшим» в комедии А. С. Грибоедова, разрушительный нигилизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого героя, и многие другие примеры. Самая большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше. Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них. Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому. Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга. Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым навязыванием собственных планов и принципов. Слишком часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере как мы сможем объяснить это детям? Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34. . В массовую образовательную школу вводится курс, имеющий чётко выраженную нравственную, воспитательную направленность. Изучение курса в общеобразовательных школах 19 субъектов Российской Федерации будет сопровождаться проведением широких социологических исследований с целью выявления отношения родителей, школьников, педагогов, общественности к новому курсу. Трёхмесячный перерыв между двумя учебными четвертями позволит собрать все необходимые данные, оценить их, при необходимости внести коррективы в учебно-воспитательный процесс. Летняя пауза даст возможность и самим родителям объективно и спокойно рассмотреть первые результаты изучения ребёнком «Основ религиозных культур и светской этики», оценить влияние нового курса на характер семейного воспитания. Преподавать новый курс будут педагоги школы, в которой учится ваш ребёнок, — учителя начальных классов, учителя гуманитарных предметов. При необходимости администрация школы может приглашать для проведения уроков по отдельным модулям педагогов из других образовательных учреждений, но они должны иметь опыт работы со школьниками, а также свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе. Такие специализированные курсы в обязательном порядке проходит каждый учитель, преподающий тот или иной модуль. При выборе модуля, а также во время летних каникул родителям рекомендуется сделать следующее:
В конце третьей или в начале четвёртой четверти должно быть проведено ещё одно родительское собрание. Его проводят учителя с родителями детей, которые будут изучать или уже изучают данный модуль. На этом собрании учитель детально знакомит родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. Но главная задача собрания — согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников. Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники будут получать домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых будет происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволят учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. В дополнение к вопросам-заданиям, которые будут формулироваться учителем на уроке, на последних уроках четвёртой четверти 4 класса предусмотрены несложные итоговые творческие работы, обобщающие пройденный за четверть материал и также предусматривающие посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей. В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи. У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным. Третье родительское собрание должно пройти в начале — середине первой четверти 5 класса. Его задача — подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Его заключительный, четвёртый раздел называется «Духовные традиции многонационального народа России» и рассчитан на 4 урока, а также может (на усмотрение педагогического совета школы) включать дополнительные часы для проведения праздничных внеучебных мероприятий. В это время школьники, изучавшие прежде разные модули, вновь соберутся вместе, чтобы подготовить и представить такие индивидуальные и коллективные творческие проекты как, например: «Как я понимаю православие?», «Ислам — религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка (отец, брат) — защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и др. При подготовке таких проектов школьникам потребуется деятельное участие родителей, привлечение их жизненного и нравственного опыта, использование материала семейных архивов. Здесь могут быть организованы:
На школьном празднике по окончании курса не только гостями, но и непосредственными участниками будут родители обучающихся. Важно создать атмосферу праздника на основе совместного ознакомления с культурными богатствами народов нашей страны. Что будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.
Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики». Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля. Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Основы светской этики
Osnovy_svetskoi_jetiki.pps - Основы светской этики |
Поиск
Календарь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||