Лекторий для родителей по духовно-нравственному воспитанию
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Портрет ученика.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
·умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
·владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
·обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
·любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
·владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
·любящий свой край и свою Родину;
·уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
·готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
·доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
·выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Программа содержит разделы:
1.Цель и задачи духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
3. Основные направления и содержание духовно- нравственного развития.
4. Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
7. Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий
8.Диагностика обучающихся начальной школы
1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают
в области формирования личностной культуры:
· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
· укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
2.Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• груд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
3.Основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
Направления, ценности
Содержание
Формы работы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
-элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
-элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
-ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
-начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
-элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
-интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
-стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
-любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
-уважение к защитникам Родины;
-умение отвечать за свои поступки;
-негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
.
-Беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;
-в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин;
-сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;
-посильное участие в социальных проектах,
-проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
-встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
-первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-различение хороших и плохих поступков;
-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
-уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Проект «Познаём мир вместе»
-изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности- театральные постановки, художественные выставки;
-проведение экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями;
-проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,
-беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;
-посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
-беседы о семье, о родителях и прародителях;
-проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации совместно с родителями (законными представителями) и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
-первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-элементарные представления об основных профессиях;
-ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
-умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-умение соблюдать порядок на рабочем месте;
-бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
-экскурсии по селу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;
-беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
-проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий- праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
-презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;
-изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различных проектов;
-занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, деятельность трудовых и творческих общественных объединений в учебное, и в каникулярное время;
-встречи и беседы с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
-элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
-первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
-на уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;
· беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
-в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;
-составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
-просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений;
-беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями);
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.